Тезаурус

 

Тезаурус примерного положения о службе здоровья образовательного учреждения

  НАЗАД

Болезни, обусловленные образовательным процессом («школьные болезни») - неофициальный термин, введенный в 1876г. в докладе Р. Вирхова (Германия) «О некоторых вредных влияниях школы на здоровье». Традиционно к ним относят нарушения, связанные с действием школьных факторов риска - характером образовательного процесса (перегрузка, школьные стрессы) и с условиями обучения: нарушения органов зрения, опорно-двигательного аппарата, гиподинамия, психоневрологические расстройства, заболевания органов дыхания, кровообращения и т.п.

Готовность педагога к здравосозидающей деятельности - наличие у педагога как установки на сохранение и укрепление собственного здоровья (личностный компонент готовности), так и профессиональной позиции и моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков (профессиональный компонент готовности).

Здравосозидающая образовательная средасовокупность компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов (педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей), в деятельности которых реализуется обеспечение здоровья участников образовательного процесса.

Здравосозидающие технологии воспитания и обучения - образовательные технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся (воспитанников): личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактическую направленность и направленность на формирование здорового образа жизни.

Индивидуальная оздоровительная программа - индивидуальная программа содействия укреплению соматического, физического, психического и социального статуса учащихся (воспитанников) и педагогов, составленная на основе диагностики здоровья, самоанализа и анализа образа жизни. Ее выполнение предполагает оптимизацию образа жизни и использование современных оздоровительных технологий в рамках комплекса дополнительных оздоровительных услуг.

Индивидуальное здоровье человекацелостное многоуровневое понятие: в его структуру входят соматические, психические, социальные, нравственные компоненты. В качестве основных принципов обеспечения индивидуального здоровья рассматриваются его сохранение (поддержание гомеостаза), укрепление (увеличение резервов организма) и формирование (управление собственным здоровьем). Определяющим принципом следует считать формирование здоровья, сущность которого состоит в целенаправленном оздоровлении собственного образа жизни.

Команда службы здоровья образовательного учрежденияавтономный коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленную перед ним задачу создания здравосозидающей среды в образовательном учреждении.

Командообразование - процесс создания команды.

Культура здоровья - сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.

Мониторинг здоровья в образовательном учреждениисистема организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здравосозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных.

Обеспечение здоровья в образовательном учреждении - создание условий для сохранения, укрепления и развития индивидуального здоровья участников образовательного процесса, формирования их здорового образа жизни.

Организационная модель службы здоровья - структура службы, позволяющая выделить подразделения службы, объединяющие специалистов сходной квалификации (медицинское, образовательно-валеологическое, социально-психологическое, физической культуры, обработки информации), а также иерархию управления.

Программа деятельности службы здоровья образовательного учрежденияцелевая программа, компонент программы развития образовательного учреждения. Программа представляет собой описание модели будущей деятельности службы в целом и по отдельным направлениям. Основное назначение целевой программы - преодоление конкретных проблем обеспечения здоровья участников образовательного процесса. Работа по целевой программе предполагает участие в ее реализации всего коллектива образовательного учреждения, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне.

Проект - деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов, описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов по ее улучшению. Проектом является разработка целевой программы деятельности службы здоровья образовательного учреждения.

Сетевое взаимодействиеустановление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае - службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а возникновение многочисленных социальных связей, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности (1); преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети (2).

Служба здоровья образовательного учреждения - организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.

Социально обусловленные заболевания - заболевания, на распространение которых существенное влияние оказывают социально-экономические факторы. К ним относятся: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекция, гепатиты (сексуально-трансмиссивные или гемоконтактные), а также алкоголизм, наркомании и токсикомании, которые являются благоприятным фоном для быстрого их распространения.

Социальное партнерство - технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров службы здоровья могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей.

Функциональная модель службы здоровья образовательного учрежденияалгоритм совместной деятельности специалистов службы по поэтапной реализации их профессиональных задач. Состоит из блока мониторинга здоровья (1), позволяющего выявить приоритетные проблемы обеспечения здоровья в образовательном учреждении; организационно-проектировочного блока (2), который позволяет проектировать деятельность службы в соответствии с выявленными проблемами; исполнительско-рефлексивного блока (3), в котором реализуются основные направления деятельности службы по обеспечению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов в образовательном учреждении.

 

НАЗАД

Дата последнего обновления страницы 04.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения