| ||||||||
|
| |||||||
Тезаурус примерного положения о службе здоровья образовательного учреждения
Болезни, обусловленные образовательным процессом («школьные болезни») - неофициальный термин, введенный в 1876г. в докладе Р. Вирхова (Германия) «О некоторых вредных влияниях школы на здоровье». Традиционно к ним относят нарушения, связанные с действием школьных факторов риска - характером образовательного процесса (перегрузка, школьные стрессы) и с условиями обучения: нарушения органов зрения, опорно-двигательного аппарата, гиподинамия, психоневрологические расстройства, заболевания органов дыхания, кровообращения и т.п. Готовность педагога к здравосозидающей деятельности - наличие у педагога как установки на сохранение и укрепление собственного здоровья (личностный компонент готовности), так и профессиональной позиции и моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков (профессиональный компонент готовности). Здравосозидающая образовательная среда — совокупность компонентов образовательного учреждения, их функциональных взаимосвязей и субъектов (педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей), в деятельности которых реализуется обеспечение здоровья участников образовательного процесса. Здравосозидающие технологии воспитания и обучения - образовательные технологии, ориентированные на обеспечение здоровья учащихся (воспитанников): личностно-ориентированные, психологически безопасные, имеющие профилактическую направленность и направленность на формирование здорового образа жизни. Индивидуальная оздоровительная программа - индивидуальная программа содействия укреплению соматического, физического, психического и социального статуса учащихся (воспитанников) и педагогов, составленная на основе диагностики здоровья, самоанализа и анализа образа жизни. Ее выполнение предполагает оптимизацию образа жизни и использование современных оздоровительных технологий в рамках комплекса дополнительных оздоровительных услуг. Индивидуальное здоровье человека — целостное многоуровневое понятие: в его структуру входят соматические, психические, социальные, нравственные компоненты. В качестве основных принципов обеспечения индивидуального здоровья рассматриваются его сохранение (поддержание гомеостаза), укрепление (увеличение резервов организма) и формирование (управление собственным здоровьем). Определяющим принципом следует считать формирование здоровья, сущность которого состоит в целенаправленном оздоровлении собственного образа жизни. Команда службы здоровья образовательного учреждения — автономный коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленную перед ним задачу создания здравосозидающей среды в образовательном учреждении. Командообразование - процесс создания команды. Культура здоровья - сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни. Мониторинг здоровья в образовательном учреждении — система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием здравосозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой базы данных. Обеспечение здоровья в образовательном учреждении - создание условий для сохранения, укрепления и развития индивидуального здоровья участников образовательного процесса, формирования их здорового образа жизни. Организационная модель службы здоровья - структура службы, позволяющая выделить подразделения службы, объединяющие специалистов сходной квалификации (медицинское, образовательно-валеологическое, социально-психологическое, физической культуры, обработки информации), а также иерархию управления. Программа деятельности службы здоровья образовательного учреждения — целевая программа, компонент программы развития образовательного учреждения. Программа представляет собой описание модели будущей деятельности службы в целом и по отдельным направлениям. Основное назначение целевой программы - преодоление конкретных проблем обеспечения здоровья участников образовательного процесса. Работа по целевой программе предполагает участие в ее реализации всего коллектива образовательного учреждения, при этом общий результат зависит от качества и точности выполнения работ на каждом конкретном уровне. Проект - деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов, описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов по ее улучшению. Проектом является разработка целевой программы деятельности службы здоровья образовательного учреждения. Сетевое взаимодействие — установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае - службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а возникновение многочисленных социальных связей, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности (1); преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети (2). Служба здоровья образовательного учреждения - организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни. Социально обусловленные заболевания - заболевания, на распространение которых существенное влияние оказывают социально-экономические факторы. К ним относятся: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, ВИЧ-инфекция, гепатиты (сексуально-трансмиссивные или гемоконтактные), а также алкоголизм, наркомании и токсикомании, которые являются благоприятным фоном для быстрого их распространения. Социальное партнерство - технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров службы здоровья могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей. Функциональная модель службы здоровья образовательного учреждения — алгоритм совместной деятельности специалистов службы по поэтапной реализации их профессиональных задач. Состоит из блока мониторинга здоровья (1), позволяющего выявить приоритетные проблемы обеспечения здоровья в образовательном учреждении; организационно-проектировочного блока (2), который позволяет проектировать деятельность службы в соответствии с выявленными проблемами; исполнительско-рефлексивного блока (3), в котором реализуются основные направления деятельности службы по обеспечению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов в образовательном учреждении.
| ||||||||
| ||||||||
Дата последнего обновления страницы 04.04.2024 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |